Четверг, 28.03.2024, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 207
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Искусствознание

Каталог файлов

Главная » Файлы » книги об искусстве

Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен
07.06.2009, 10:56
А.Белый
Кризис сознания и Генрик Ибсен
Первое издание статьи было осуществлено в 1911 г. Вошла в авторский сборник «Арабески».
  Фрагменты статьи публикуются по изданию: Андрей Белый, Символизм как миропонимание (cерия «Мыслители ХХ века»), «Политиздат», Москва 1994.  


 

…из соприкосновения Греции с окружающей Ницше действительностью рождается стиль Ницше, оригинальный, он становится философом действия, преобразования, утверждения воли: Шопенгауэр отброшен, с Вагнером происходит разрыв; создаётся «Заратустра». 

…Далеко взбираясь на кручи будущего, Ницше нарисовал перед нами образ трагического героя, равно далёкого и от поверхностного оптимизма, и от пессимизма — Заратустру; Заратустра не оптимист: даже высшие люди вызывают в нём протест и разочарование, как вызвал в Ницше разочарование Вагнер, символ высшего человека; казалось бы, в Заратустре все признаки глубочайшего пессимизма и эстетизма; однако более всего пессимизма вызывает в нём символ духа уныния — Сквернейший Человек своей песнью «Пустыня растёт». Современность не знает героя, подобного Заратустре, соединившего в себе всю силу созерцания (по десяти лет Заратустра предавался созерцанию) с детской радостью, обращённой к людям, пчелам, цветам. Современность не знает подлинно трагического героя; мы все, как бы мы ни глядели на мир, мы только оптимисты, только пессимисты; нет, мы не трагики! 

…Ницше начертал перед нами образ будущего героя, который был выше его самого. …Ницше дал реальный образ выше его стоящего человека… …для Ницше реально будущее — «сверхчеловек — герой»; но героя не видит он в действительности и обрушивается на неё в своей полемической лирике; там же, где хочет действительность сделать средством восхождения к будущему, он, исходя из будущего, сочиняет средства, а вместе с ними и действительность: получается полуфантастическая действительность с полуфантастическими своими действующими лицами, государством, философией, искусством; взгляд Ницше на реальное государство, церковь, философию фантастичен, как фантастичны в его изложении и Кант, и Вагнер; и, наоборот, удалённые от современности Заратустра, Гераклит, Сократ становятся живыми для нас в интерпретации Ницше. 

…Ницше — живо говорящий, но бесплотный пророк… Ницше — огненная молния, праздно бороздящая небосклон… Ницше — яркая, воздушная саламандра…

Категория: книги об искусстве | Добавил: Hren-Morkov | Теги: Белый, ибсен
Просмотров: 1115 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: